главная/отчёты/Сербия, Черногория 2009
Проснулся в аппартаментах в Бигово рано, но первые лучи солнца уже осветили горы. Алкоголь за ночь выветрился, тело требовало физической нагрузки. Вчера я хотел переночевать одну ночь в Бигово и двинуться в одиночку дальше вдоль побережья, мечтал провести пару дней на Ада-Бояна или на знаменитом Великом пляже, но друзья отговорили, да и не хотелось бросать их одних без присмотра. И вот лежа на кровати и ощущая похмельный голод и тягу к путешествию, решаюсь ехать без багажа с таким расчётом, чтобы вечером вернуться. От Бигово до Улциня и обратно около 180 км. Многовато, но поеду налегке, к тому же на дороге, идущей вдоль побережья, подъёмы небольшие, перепад высот 100-200 м. Это ерунда по сравнению со ставшими уже привычными перевалами с перепадами высот 600-1200 м. Да и погода отличная, день обещает быть жарким. Короче, хватит валяться, пора в путь, да и есть очень хочется. Старушка-хозяйка после приветствия говорит, показывая на небо: Нэма киша. Для нее это не в радость, виноград сохнет, а мне благо. Утреннее солнце не греет, прохладный ветерок освежает. Быстро перемахнул через хребет, отделяющий Бигово от основной трассы. На трассе позавтракал в уже знакомом ресторанчике у заправки, послал Ире sms, мол всё в порядке, если что считайте коммунистом. Путь до Будвы ничем не примечателен, только перед тоннелем над городом открывается замечательный вид на море и пляж Яз. Будву проскочил быстро, несмотря на плотное движение в городе. Подъём в гору, спуск в Бечичи, снова подъём. Как и планировалось, небольшие спуски и подъёмы ничуть не утомляют. Солнце поднимается выше, начинает припекать. Радуюсь морю, солнцу, Святому Стефану внизу. Ближе к Петровацу заезжаю на заправку, покупаю сок, воду и сладости. Охраник, лениво гревшийся на солнышке, уступает мне свой стул. Сажусь, устраиваю перекус, щурусь на переливающееся море. Двигаюсь дальше и ближе к поселку Сутоморе понимаю, что жаркое солнце угрожает моему здоровью, расход воды увеличивается, начинается жжение кожи. Заезжаю в павильончик у дороги, покупаю крем от загара. В наличии только на 50 единиц(!), загореть с таким кремом не удастся, зато уберегу себя от ожогов. Жара и физическая нагрузка начинают утомлять. Подъёмы здесь, действительно небольшие, да вот только их очень уж много. Встречаются и темные холодные тоннели. Поразило одно место недоезжая города Бар. Здесь дорога делает крутой изгиб у края пропасти, метрах в двухстах внизу плещется море, а примерно на середине склона валяются кузовы машин, разные: уже сгнившие и довольно свежие. Видимо, автомобили регулярно срываются здесь в пропасть, а достать их проблематично, и с воды не подобраться, и с дороги не спуститься. Бар непривычно большой и плоский город с широкими улицами, бесконечными светофорами и плотным движением. Тем приятнее снова оказаться на пустынном шоссе после тридцатиминутного ускорения через город. После Бара характер местности несколько меняется, а по мере приближения к Улциню, начинают появляться мечети и уклад жизни становится всё более мусульманский. Шоссе проходит по краю Улциня, практически незаходя в город. При пересечении моста через речку видны хаотично разбросанные рыбацкие снасти и приспособы странной конструкции, кажется, что попал куда-то во Вьетнам. Здесь близка граница с Албанией и много тут живёт албанцев, а у них всё не как у людей :-). После моста шоссе идёт по плоской местности вдоль побережья. Попробовал сразу свернуть к морю, но охрана не пустила, типа крутой отель. Еду дальше, сворачиваю через сосновый лес, мимо недостроенных заброшенных отелей, заколоченных туалетов, занесённых песком непонятных пляжных конструкций (всё это очень напоминает находящиеся в упадке курорты побережья Финского залива, например, Дюны), выезжаю на Великий пляж. Что ж, действительно велик, по крайней мере здесь нет такой тесноты, как на пляжах Будванской Ривьеры. Скидываю с себя одежду, купаюсь в тёплых водах, сохну. Редкие отдыхающие обходят меня стороной, наверное, я единственный нудист в этой части Великого пляжа. Возвращаюсь на шоссе и обедаю в придорожном ресторанчике, после второй кружки пива засыпаю прямо в кресле. После 20 минут сна (как у Штирлица!), бодро отправляюсь в обратный путь, солнце клонится к закату. Обратная дорога прошла в борьбе со временем, сумерки настигли на выезде из Бара. Надо сказать, что езда в темноте по Черногорскому побережью не самое приятное занятие. Дорога узкая, справа отвесные склоны гор, слева обрыв к морю, темень непроглядная. Хорошо ещё, что на обратном пути предстояло ехать с той стороны дороги, где горы, а не обрыв. Очень обидно, когда после долгого карабканья в гору, разогнаться вниз не можешь из-за боязни куда-нибудь въехать в темноте. Продвижение идёт очень медленно. После Святого Стефана с высоты открывается великолепный вид на ночную Будванскую Ривьеру. Тысячи огней опоясывают изогнутый берег и террассами поднимаются вверх. Ближе к Будве трасса становится освещенной, но сил остаётся очень мало и я с ужасом представляю себе, как буду пробираться тёмными дорогамии от Будвы до Бигово. Звоню своим новым будванским знакомым, они с радостью говорят, что это не проблема переночевать ночь в их скромных аппартаментах. Встречаемся всё в том же баре на пляже в Будве. Скромный ужин с чёрной водкой, опять халявной и отправляемся в обитель моих друзей на краю города. Многоэтажный дом с маленькими квартирками. Квартира двухкомнатная, первая комната совмещает в себе функции прихожей, гостиной и кухни, вторая спаленка с балконом. После того, как я затащил в прихожую-гостиную свой велик, передвижение по квартире стало невозможным. Я практически сразу отрубился на диванчике в гостиной. За день 165 км, всего 850 км.
Рано утром, кажется было часов 7, хозяева засобирались на работу (в туристический сезон они работают каждый на двух работах, по 16 часов в сутки без выходных). Я сделал над собой усилие и поднялся с дивана. В полусонном состоянии попрощался с хозяевами и поколесил по Будве, в забегаловке выпил литр йогурта, после чего глаза окончательно открылись. При свете утреннего солнца катилось куда как веселее и я решил обследовать пляжи между Будвой и Бигово. За Будвой поворот налево, дорога проходит мимо пляжа Яз, мимо пляжа Трстена, на котором сезон уже закрыт и приводит к пляжу на камнях Плоче, дальше дороги нет. Приходится возвращаться назад к пустующему пляжу Трстена, от которого отходит ещё одна дорога и карабкаться по этой дороге в гору. Места интересные, узкая (в одном месте мне пришлось спешиться, чтобы пропустить грузовик) асфальтовая дорога проходит через небольшие деревеньки, всё время попадаются указатели на ту или иную церквушку, их тут множество. В одном населенном пункте возле дороги стоит маленький павильончик-забегаловка, рядом с ним под открытым небом пара столиков. Недостаток калорий в организме требует заехать купить чего-нибудь сладкого, но в забегаловке никого нет. Останавливаюсь в нерешительности, из ближайшего дома выходит приветливая женщина, обводит рукой павильон, извольте. Беру печенье и шоколад. Женщина хвастается новым холодильником, уговаривает взять холодного пива и мороженого, уговариваюсь на пиво. Сажусь за столик, женщина садится за соседний, начинаются расспросы, откуда и куда едем, где остановились. Говорю, что у Ивана в Бигово. Она кивает, у Ивана добрая куча. До аппартаментов наших добираюсь быстро. День проходит в коматозе: пляж, пиво, бесконечный сон. За день 36 км, всего 886 км.
17.09.2009. День 13. И снова дождь. Ира с Женей прощаются со мной и отправляются на осмотр достопримечательностей Котора. Я собираю свои вещи, гружусь на велик, прощаюсь с хозяевами аппартаментов и выезжаю в Будву. По пути встречаю Иру с Женей, дождь спутал их планы и они возвращаются в Бигово мокрые и не очень довольные. Ещё раз прощаемся, до встречи в Питере. В Будву приезжаю весь мокрый, слоняюсь по городу, покупаю сувениры. Захожу в ресторанчик чтобы обсохнуть и подкрепиться. Официант неплохо разговаривает по-русски, предлагает пересесть под большой зонтик, где сухо и можно разместить велик и разложить вещи сушиться. Кроме меня посетителей нет, а через некоторое время заходит мужчина, как мне показалось поляк. Начинает задавать официанту вопросы по-английски, а тот, неправильно идентифицировав посетителя, спрашивает: Вы говорите по-русски? Возмущению поляка не было предела, безо всякого акцента, он брезгливо произнёс: Нет, я не говорю по-русски! Я мысленно рукоплескал этому спектаклю. Своих будвинских друзей нашёл в баре, до открытия которого оставалось ещё полчаса, отведал традиционное бесплатное угощение. До отхода моего автобуса оставалось около часа и мы развлекались тем, что пытались определить, из какой страны те или иные прохожие. Для профессиональных барменов эта игра не составляла труда, а я часто ошибался. Зашёл мужчина и не обращая внимания на предупреждение, что бар закрыт, по-английски поинтересовался, чей это велосипед у барной стойки. Разговорились. Оказалось, что мужчина англичанин и уже два года колесит по миру, у него, как он выразился, big holidays, объездил всю юго-восточную Азию, северную Африку, Турцию, а теперь через Балканы возвращается в Западную Европу. Посетовал, что в этой части света мало велотуристов. Мне кажется, этим объясняется его интерес к разговору со мной, столь скучным собеседником, когда разговор идёт на английском. Разговор мог бы затянуться до темноты, но мне нужно было на автобус. Автостанция расположена близко от моря, впрочем, как и всё в Будве. Упаковал велик, погрузился, автобус тронулся. Сразу по выезде из Будвы, автобус начал забираться на перевал. Я последний раз взглянул на море, на Будву внизу и закоматозился. Проснулся ближе к границе, телефонная связь существовала, отправил пару эсэмэсок и погрузился в пучину интернета, благо что при подключении к Промонте мне дали 15 бесплатных мегабайт. Выложил несколько фоток из похода в контакте. Границу прошли быстро. Интересно, что существуют разные категории граждан бывших югославских республик, с разными паспортами и даже не паспортами, а какими-то справками. Кому-то ставят печать в паспорт, кому-то не ставят, а у кого-то паспорта забирают, выносят из автобуса и возвращают через некоторое время. На территории Сербии оказались уже после полуночи, водитель поставил диск со старой югославской комедией, кто-то одобрительно сказал: Тэсна кожа два. За день 18 км, всего 904 км.
Белград встретил мелким дождём и утренними пробками, автобус опоздал больше чем на час и до самолёта у меня оставалось около четырёх часов. Основные достопримечательности посмотреть успел. Велосипедный экспресс-маршрут для знакомства с Белградом (см. карту) выглядит следующим образом: Автовокзал улица Караджорджева улица Неманьина площадь Славия бульвар Освобождения храм святого Саввы улица святого Саввы улица Белградская Ташмайдан бульвар Короля Александра Теразие улица Князя Михаила Калемегдан. Атмосфера города впитала в себя всю противоречивую историю Балкан в целом и Сербии в частности. Чего стоит только крепость Калемегдан, впервые построенная римлянами в I веке и после этого много раз разрушенная и возведенная вновь. Руку к её падению и возведению приложили турки и австрийцы, сербы и венгры. Первая достопримечательность на моём пути здание Министерства Обороны Югославии, до сих пор не восстановленное после натовских бомбардировок 1999 года. Когда я остановился сделать пару фоток с противоположной стороны улицы Князя Милоша, подошёл полицейский и поинтересовался, откуда я и не требуется ли мне помощь, очень тактично дождался когда я уеду и только потом отправился дальше по своим делам. Храм Святого Саввы крупнейший православный храм в мире построен на месте, где некогда турки надругались над мощами самого почитаемого святого Сербии. Бульвар Освобождения, ведущий к нему загазованная улица с плотным движением, а здесь тихо, чисто, светло и дышится легко. Вокруг храма разбит парк с памятниками и фонтанчиками. В одном из фонтанчиков бомжевато-гастарбайтерского вида мужчина чистил зубы и брился. В парке Ташмайдан ко мне подошёл паренёк и поинтересовался, показывая на пиковский велорюкзак-штаны, где такой можно купить. Услышав, что в Санкт-Петербурге, несколько расстроился. Парк Ташмайдан интересен русскому туристу наличием русской церкви Святой Троицы, основанной в 1924 году, в 1929 году сюда перевезли останки барона Врангеля, в 1999 году церковь сильно пострадала от натовских бомбардировок, восстановлена в 2003 году. Вот так. По пути к Калемегдану попадётся ещё здание Скупщины и пешеходная улица Князя Михаила. Крепость Калемегдан впечатляет. Жаль, что времени на осмотр было очень мало. Красивый вид с крепости открывается на слияние рек Савы и Дунай. Не успел посидеть в кафешках на улочках в старом городе, надеюсь, что всё впереди. В аэропорт поехал кратчайшим путём. Через Бранков мост, Бульвар Михаила Пупина, тихие улицы Парижской Коммуны и Народных Героев выбрался на магистраль Е70. Пожалуй, не самая лучшая дорога для велосипедиста и происходи дело в Западной Европе, полиция бы быстро убрала меня с автомагистрали, но Сербия есть Сербия. Через два дня Женя с Ирой выбирались из Белграда в аэропорт также своим ходом и Женя проложил маршрут по тихим улицам без выезда на автомагистраль. На подъезде к аэропорту прямо на лётном поле расположен музей(?) старых самолётов, интересно, пускают ли туда. В аэропорту ничего примечательного не произошло, на регистрации меня лишь спросили, глядя на велик, упакованный в чехол, сняты ли колесо и педаль. За день 41 км, всего 945 км.
В Москве провёл два дня. Побывал на свадьбе у Шивляковых, праздник получился очень достойный, я роль свидетеля выполнял до конца, в связи с чем задержался на один день. 21 сентября молодожёны укатили в Шереметьево с последующим вылетом в Тайланд, а я попедалировал на Ленинградский вокзал. 25 км с юга Москвы в центр показались пустяком, а разборка велосипеда на Ленинградском вокзале и сборка его в потёмках на Московском вокзале в Питере настолько привычным делом, что мне подумалось, что вот так теперь и буду путешествовать всегда, нигде не расставаясь с велосипедом.
К сожалению, в силу известных печальных обстоятельств, мне не довелось побывать в Сербском Афоне. Рассказ о поездке в Овчар написан Ириной Михайловой. Когда мы еще только планировали маршрут по Сербии, это место для меня было одним из обязательных, одним из самых важных пунктов нашего путешествия. Впервые я узнала про Сербский Афон читая Павича (да, помните, Никон Севаст именно там писал фрески то левой, то правой рукой). Готовясь к поездке, собирая информацию про Овчарско-кабларское ущелье и монастыри, я была очарована преданиями, силой веры и подвижническими подвигами монахов, которые населили этот край. Для посещения Сербской святой горы на нашем маршруте получалась радиальная вылазка, то есть мы должны были сделать петлю, а потом вернуться на шоссе на Ужице и продолжить путь. Подъезжая к развилке и повороту на Ovčar Banja, обнаружилось, что Антоха совсем плох, ехать не может, и стало совершенно очевидно, что его нужно пристрелить…. эээ, то есть, что нужно его где-то бросить…гм. Нет. Нужно его сложить в каком-нибудь укромном месте, чтоб он там оклемался, ну а уж если не поправится… нууу тогда… видно будет. Нашли пологое место рядом с водой и кустами, оставили там больного и скинули вещи (наконец-то налегке!) и покатили. Проехать оставалось километров 15, дорога пологая, спусков и подъемов нет, налегке домчали очень быстро. Первым на нашем пути оказался Благовещенский монастырь. При подъезде везде висят указатели, едем по ним. Дорога поднимается круто в горку, въезжаем в монастырские ворота, спешиваемся. Красота кругом удивительная, монастырь расположен в очень живописном месте, внизу протекает Морава, напротив монастыря горы, сам он тоже расположен довольно высоко. Если подняться над монастырем в гору (туда ведет очень крутая тропинка), то можно осмотреть остатки западной сторожевой башни, в которой так же помещался храм святого Илии. Восточная сторожевая башня размещалась над Иоанно-Предтеченским монастырем. В старину эти высокие башни защищали вход в ущелье, так же они служили убежищем во время вражеских нападений. Идем осматривать монастырь, в церковь нас пускает странный такой мужичок с огромным ключом, в костюме и в двух парах часов на одной руке (так и не выяснили зачем ему две пары). В свете тусклых лампад любуемся фресками. На подворье монастыря на террасе сидят паломники и паломницы, приглашают на воду-сахар (оказывается в Сербии такая традиция, как у нас хлеб-соль). С террасы открывается удивительный и умиротворяющий вид. Нас угощают кофе, фруктами, сладостями. Там же мы знакомимся с архимандритом Геориjе, который меня крестил. Крестная Радojка дает мне наставления (на смеси русского и сербского, но я все понимаю) и снабжает необходимыми вещами для таинства. Подготовка и сам обряд занимают часа 2-2,5. Потом нас благословляют в путь и дают последние наставления и к тому же дарят кучу подарков. В частности, мы с Женей получили четки в виде браслетов (мы вычитали, что по четкам можно определить кто перед вами: у православных сербов четки плетеные, у мусульман – перламутровые, а у католиков – деревянные). Мы их с удовольствием носим теперь, они для нас обрели особый смысл. Ну, после долгих проводов и обмена адресами-телефонами, выдвигаемся в дорогу, хочется еще много посмотреть, а времени остается совсем мало, к тому же беспокоимся за болезного. Решили проехать по левобережью Моравы, а потом, если останется время, заехать в монастыри на склонах Овчара. Дорога очень узкая, асфальт хороший, машин практически нет, с одной стороны скалы, с другой обрыв к реке. Красотища. Омрачает путь только то, что мы не в полном составе, эх, жалко Антон все это не видит. Временами дорога проходит через тоннели, один из таких тоннелей был длинный, с поворотом, в котором такая темень, что совершенно ничего не видно и куда ехать не понятно, и к тому же велик риск треснуться башкой об стенку))), ехать приходится осторожно и медленно. Следующий монастырь – Никольский. Монастырь расположен прямо на берегу реки, к нему ведет довольно-таки крутой короткий спуск. Никольский монастырь женский, очень ухоженный, кругом цветы, клумбы, вкусно пахнет жаренным перцем). Времени на осмотр мало, идем к церкви, она закрыта. Появляется очень дружелюбная монахиня, открывает нам, пускает осмотреть храм. По традиции предлагают воды с сахаром, благодарим, но нам надо ехать, хочется посмотреть как можно больше. Следующий пункт – Успенский монастырь. Это место, наверное, самое живописное из тех, которые мы посетили. Монастырь расположен в излучине реки Моравы на вершине продольного хребта Кабларской горы. Кстати, подъем к монастырю потребовал много сил, перепад высот на 300 метров подъема, наверное, метров 60. Тяжело дыша подъехали к монастырским стенам. Здесь был первый монастырь, в котором обитателей смутил наш внешний вид и нам выдали что-то типа огромных банных халатов, но из тонкой ткани. Встретила нас опять же очень дружелюбная монахиня, сказала, что с удовольствием проведет нам экскурсию и проводила нас в гостевую беседку у крепостной стены, где нас опять угостили водой с ратлуком и чаем с кофе). Из этой беседки открывался такой изумительный вид на Мораву и ущелье, что уезжать оттуда совершенно не хотелось. Потом к нам вернулась наша гид (говорила она, кстати, вполне хорошо по-английски) и рассказала историю монастыря и предания, связанные с остатками башни Лествица, руины которой расположены на территории монастыря. Предание рассказывает, что звон с колокольни этой башни возвещал всем монастырям ущелья время уставных молитв и так же что под скрипторией башни находилась темница – место добровольного (это было особо подчеркнуто) страдания монахов в целях духовного усовершенствования. В той же башне находилась и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Все это было разрушено. Восстановление обители началось перед началом Второй Мировой войны усилиями епископа Жичского Николая Велимировича. А в 2003 году прибывает монахиня Наума, назначенная настоятельницей, и с 2005 года, после обряда освящения в древней святыне, вновь несут свой подвиг послушания монахини и проходят богослужения. Когда мы покидали Успенский монастырь, вновь получив благословение и напутствия, времени на осмотр монастырей на правом берегу Моравы уже совсем не оставалось: во-первых наш больной уже столько часов находился совсем один, без присмотра, во вторых скоро должно было стемнеть и вряд ли в темноте имеет смысл рыскать по достопримечательностям, и в третьих надо было следовать по плану маршрута, по которому следовало заночевать где-то в районе Пожеги, до которой еще надо было добраться. Так что пришлось спешно педалировать в сторону временного лагеря, проехали по подвесному мосту над Моравой, перекусили сыром и помидорами, встретили парочку немцев на шоссерах, поприветствовали друг друга и покатили в обратный путь. Видимо многочисленные молитвы и свечки за здравие подействовали))) и мы нашли Антона вполне способным сесть на байк и проделать оставшийся до ночевки путь. На самом деле, как я сейчас уже понимаю, надо было оставаться на ночевку там же и на второй день продолжить осмотр достопримечательностей ущелья, потому что одного дня явно недостаточно, чтобы спокойно все обойти или объехать (надо учесть что почти все монастыри находятся в горах, так что подъем к ним отнимает достаточно много сил, особенно по жаре), посидеть в самых живописных уголках этих древних святынь, поразмышлять о вечном, неспешно пообщаться с их обитателями… Места действительно удивительные и чувствуется в них такое умиротворение и святость, что просто нет сил покидать их так скоро. Ну, тем больше поводов вернуться туда вновь!
|